Толковая Палея
Начал знакомиться с удивительным историческим, литературным памятником Толковая Палея. Время создания, думается, по моему разумению, может соответствовать эпохи первопечатников, святителя Геннадия Новгородского, ереси жидовской, может и раньше, - временам хазарского каганата, но без сомнения, корни имеют византийскую почву. О истинность судили сами.
1. Падшие ангелы составляли отдельный , 10 лик.
2. В книге Иова написано, что Творец землю повесил ни на чем. Наши современные толкователи выводят из этого места современное представление о положении Земли в космосе, не спорю, но в Палее более глубокое толкование. "ни на чем" - не в смысле , что "нет трех китов". а в смысле, бытие Земли не поддерживается никакими тварными законами, а напрямую Божественным Словом. "О земли же убо в Иове пишет , глаголя "Повешей землю ни на чем" - учит же ны ничтоже помышляти под нею исподи - ни стихия , ни планиды (здесь не планеты, а случай или гороскопы), ни ино что, но все повинуяся Божественному законному повелению. Подобно же сему и Давид певец рече в 103 псалме, "Основавы землю на тверди своей. Виждь убо, яко вся свидетельствующу Богу, яко основаней быти и содержатися Божиим повелением.
3. Есть святые ангелы, управляющие морозом, снегом, мгле, туману, отдельный ангела на гром и отдельный на молнию, по ангелу на зиму и лето, и даже ангел тьмы ( не в смысле сатаны, а святой ангел, управляющий тьмой, как отсутствием видимого света. Таким образом, по Толковой Палее , зря дети боятся темноты. Ею тоже ангел управляет. )
4. Любопытное свидетельство о том, что "эволюция" - это не современное научное измышление, которого не было в древности ,поэтому святые отцы никак не могли с ним спорить. Вот текст : "Тем убо глаголет великий Моисей, да возразит богохульныя уста, и вразумят, яко не о собе все самородено бысть , но здание Владычнее являет. "
5. Произрастание растений без семян и без солнца есть прообраз бессеменного Рождества Христова ( поэтому и читается паримия из Бытия о сотворении на Рождество)
6. При том, что есть ангел облакам, Палея Толковая прекрасно знает о круговороте воды в природе "Воздушным убо водам море есть источник, греемое лучею солнечною, и собирает тенесть воденую и воспарением мглы, мгла же та, вознесена на высокия места бывает от облачного стеня остужаема в дождь претворяющеся и сходит на землю. И се яве есть : аще кто наполнит сосуд воды ти подгнещивает огнь под нь (кстати, славянское выражение "вонь" - это не слово "в- онь" , это слово "во - нь", от древнего "в ни"), и долга варима водою пара та исходит. Тако убо егда воспарит теплотою Солнце и привлачает воду на воздух или от источник или от рек, или от невидимым текущи волы, воспарением привлачая воду на воздух, и воздуха доблестью охлаждается."
7. Также Палея знает о фильтрации воды в горных породах. "От начала морскаго под землею грядет вода, тескующися и приражающися по узким местам, да того ради горесть и сланость оставляет, исысаема перстию ,тонка и потребна исходящи является."
Нехило для "мракобесия "15 века, учитывая , что даже до Фрэнсиса Бэкона еще 100+ лет,
Нет, определенно , фраза "иссасываема перстью" по сравнению с "фильтруется породой" звучит, как как каденция Баха по сравнению со стуком молотка по водосточной трубе.
8. Безбрежная тьма космоса по Палее - это тень от "тверди", за которой сияет тот самый немерцающий свет первого дня.
9. Знамения и сроки, для которых были созданы солнце и луна - это спасение людей через Христа.
10. Фазы Луны - это знамение человеческой жизни. Рождение, возрастание в смерти, угасание и смерть - затем, воскрешение. Справедливости ради стоит сказать, что в буддизме луна тоже символ, но не воскрешения, а переселения душ.
11. К слову о системе Птолемея : "молвят же некие баснословцы, яко под землею течет солнце и со звездами. Иже бо древле создавше столп на высоте бывша и в суете ума своего соблазнишася, видевша светилника и звезды , ова убо обращающая, мнеша клугрообратну быти небу. Ин писание же не тако учит, ин тому самому небу никакоже движиму от восток к западу, ни круглообратней быти тверди... Рече бо писание - звездам и светилникома по воздуху словесными силами течение совершати."
12. Ангелы не изначала занимались движением солнца и луны, но после грехопадения человека занялись этим ,поскольку "автоматика" отказала, занимаются ради человека. После воскресения и возвращения вселенной в первоначальное состояние, им не надо будет этого делать, ангелов освободят от управления материальным миром. "Тварь свободится от работы истления" это означает, что "в скончание свободятся ангелы от работы службы тоя , юже творят ангели человека ради". "Яко же и Сам Господь в Евангелии о скончании рече :"Тогда убо силы небесныя двигнутся и звезды, яко листвие падут с небесе на землю". Силы небесныя ангелы нарицает, а еже двигнутися им от службы их - свобоженым же бывшим ангелом , движущым звезды, пасти , рече , звездам на землю".
13. Звезды не просто для красоты. Одни направляют перелетных птиц, другие служат таинственным указателем рыбам, третьи - для гадов.
14. Солнце огромно , имеет три миллиона стадий в ширину. Планеты тоже огромны, а кажутся маленькими по причине большого расстояния.
15. Падающие звезды - это не сами звезды, а облака, загорающиеся от звезд.
16. Сатана пал в день творения Солнца, луны и звезд. Он был главным над 10-м чином ангелов ,который был выше всех, главным над всеми ангелами до Михаила. Фактически, восстание ангелов против Бога - это восстание "элиты". Пал он, увидев прекрасную вселенную без жителей и захотев забрать ее себе.
17. Одни демоны пали в преисподнюю - они ничего не слышат и не знают. Другие пали на землю - эти искушают людей. Третьи повисли в воздухе - эти устраивают мытарства.
18. Люди сотворены , чтобы составить новый десятый чин, названный "человеколюбивым".
19. Как кукушка подкладывает свое яйцо в чужое гнездо, так и апостолы подложили Евангелие в гнездо язычников.
20. "Есть же в человецех бесерменский ( басурманский) язык, понеже ересью Бахмита (Магомета) своего объяти суще, оставляют подружия (жен) своя и сами себя убо содомски смешают , того ради чистят свои оходы (слово то какое!) паче лица и сердца".
21. Четыре вида отречения от своей воли : мученичество, пустынничество, общежительная жизнь в монастыре и венчание на царство.
22. Почему Бог не благословил растения, звезды, твердь, море? Потому что им не угрожало ничего после грехопадения человека. А живые твари благословлены в предведении несчастий, которые им причинит человек, (как противоядие от них).
23. Человек был сотворен последним , поскольку вселенная была домом, который готовился для него.
24. Творец устроил Совет в Троице перед сотворением человека "Сотворим человека" ( а ангелов творил без совета) так как уже знал, что Слову надо будет воплощаться в человеческую природу. То есть, как я понял, особый совет понадобился для создания отдельного "интерфейса" для воплощения, который и позволяет каждому человеку стать Его домом. Еще до падения Он превращает последствия падения в особый дар.
25. Чуден Советник из книги пророка Исайи - это Слово, с Которым Отец советовался при сотворении человека. Удивительно, как складывается мозаика Рождественского богослужения, учитывая, что сначала паримия на сотворение человека. а потом на повечерии - "Чуден Советник".
26. То , чего хотел диавол, - власти над сотворенным Богом миром - Господь вручает просто так самому последнему из Его творений - человеку. Отсюда лютая ненависть и зависть диавола по отношению к человеку.
27. Бог сотворил сначала мертвое тело, потом вдохнул душу ( в противоречие святым отцам, например, св.Серафиму, который говорит, что тело было живое и одушевленное)